Блог

Комикс vs манга. Часть 1. История.

Если кто помнит, в группе М24 я делал опрос на тему статьи для сайта.
Большинство проголосовало за "комикс vs манга". В попытках написать про это получилось так много материала, что придется разбить написанное на несколько статей.
В первой части мы бегло рассмотрим историю развития комикса и манги.
И да, прежде чем начать, сразу скажу, что моя цель - это сравнение, ответ же на вопрос "что же круче" пускай каждый даст для себя сам.

В 1894 году в одной из американских газет появилась первая печатная машина, печатавшая 4 красками. С ее помощью в газетах начали печатать смешные истории в картинках, так что это десятилетие 1890х смело считать началом зарождения комиксов в США.
Вот так тогда выглядел комикс


В определенный момент (1930-е) подобный формат начал приедаться, и на смену ему приходят DC Comics (в 1938) и Marvel (в 1939). С этого момента начался золотой век американских комиксов, в который главными жанрами стали приключения супергероев, их сражения и путешествия по альтернативным мирам, а также появилось множество этих самых супергероев, многие из которых существуют и по сей день.
Считается, что в этот период главным форматом стали «сериалы».
После Второй мировой войны большинство супергероев оказались не очень-то интересными (ведь многие из них создавались с целью пропаганды и боролись с фашистским режимом). Так что принято считать, что золотой век закончился в 56 году, а далее вплоть до 70 года продолжался серебряный век. В это время американцы просто создавали больше супергероев, больше альтернативных миров и больше печатных изданий. Период 1970 – 1985 считается «бронзовым веком» - временем, когда комикс стал более взрослым. Именно в это время начали умирать второстепенные персонажи, появились сцены употребления алкоголя и наркотиков.
Начиная с 1985 начался современный век, который характеризуется относительной реалистичностью истории, а также появлением антигероев.
Кстати, начиная с золотого века комиксы стали доступной и популярной частью молодежной культуры. Их влияние на молодежь стало спадать начиная с современного века из-за резкого роста индустрии кино, музыки и видеоигр. В настоящее время, американские комиксы воспринимается как нечто «странное», и молодое поколение не очень-то охотно покупает новые выпуски. Комиксы стали настоящей суб-культурой. Тем не менее для американского комикса начинается новая эра, ведь знакомые персонажи нашли свое место в кино, где Marvel (а теперь уже и DC Comics) поднял гигантскую волну супергеройских фильмов.

Если не углубляться в средние века, то история японской манги началась в то же самое время, когда и комиксов, когда в 1890х началась модернизация Японии, и в страну начали активно возиться образцы мировой культуры.

Заинтересовавшись интересным форматом историй в виде картинок, издаваемых в газетах, японцы решили сделать это на свой лад с использованием всего своего опыта в рисовании, каллиграфии и гравюры.
В итоге в 1902 году появилось одно из первых печатных изданий - Tagosaki to Makube no Toukyou kenbutsu авторства Ракутэна Китадзавы. После этого манга начала печататься примерно также, как и в США, но без использования цветных чернил, и стала некой суб-культурой, существенно проигрывающая американским комиксам.
Во времена милитаризма (Первая и Вторая мировые войны) японская манга была использована государством как удобная форма пропаганды. Ее печатали на качественной бумаге и в цвете (ее прозвали «Токийской»). Так что неудивительно, что когда после войн вдруг на дешевейшей бумаге выпустилась черно-белая манга с приключенческим сюжетом (Осаму Тэдзука, «Новый Остров сокровищ»), она была раскуплена огромным тиражом. Вплоть до 90-х годов 20 века очень сложно выделить какие-то исторические периоды развития манги, это связано с тем, что, в отличие от американских комиксов, главные герои не претерпевают принципиальных изменений, их истории не перезапускаются, а права на персонажа принадлежат авторам комиксов (об этом мы поговорим чуть позже).

Что же произошло в 90е? В 90е произошел очередной экономический кризис. В результате этого закрытая и самобытная Япония начала искать способы «дополнительного дохода», результатом этого стало то, что во всем мире начали на экранах страны появилось японское аниме, которое, в свою очередь, вызвало огромный интерес и к манге.
Считается, что 2010 год является неким «пиком» популярности манги, ведь:
1. Тогда как во всем мире популярность комиксов все меньше, в Японии манга это до четверти печатной продукции.
2. До 95% всего населения Японии регулярно читает мангу.
3. Манга в Японии, в отличие от комикса, не имеет репутацию «картинок для детей» и является уважаемой формой искусства.
4. Мангу печатает практически каждое крупное издательство Японии.
5. Манга несет не только развлекательную функцию. В форме манги даже существуют школьные учебники.

В 2015 году, к сожалению, этот бизнес идет на спад, и дело тут не в пиратстве, а в очень мощном развитии видеоигр, музыкальной культуры, а также телесериалов.
Тем не менее, Япония как государство прекрасно понимает весь потенциал своей уникальной индустрии, и планирует ее всячески развивать и выводить ее на новые уровни.
Например, уже сейчас манга выходит не только в Японии, но и в США, Германии и других странах.

Коротко:
История манги и комикса очень схожи. Они появились практически одновременно, а затем практически одновременно получили мощный толчок в 40х и 50х годах прошлого века.
Единственное принципиальное различие в том, что к настоящему моменту популярность комиксов сильно упала. В своей родной стране ониявляются суб-культурой, однако ситуация постепенно меняется благодаря мощнейшей поддержке кино и сериалов. Это ни в коем случае не говорит о том, что комиксы хуже, ведь до середины 90х весь мир читал комиксы про спайдер-мена, тогда как о Dragon Ball мало кто слышал и краем уха.
Манга же смогла не только не потерять своей актуальности, но и стать одной из главных отраслей печатной индустрии своей страны. Да, возможно, что в будущем она падет жертвой компьютерных игр и кино, как и комикс, но в данный момент это серьезнейший пласт японской самобытной культуры, пользующийся огромным спросом и уважением.